Главный способ борьбы с Альцгеймером – как уже подтверждённым, так и в диагностическом плане – это, конечно, тренировать собственный мозг.
Мы собрали ряд нетривиальных советов, как защитить себя от самого неприятного признака приближающейся старости – ухудшения памяти.
Пишем от руки
Письменная речь – сложный психологический процесс, выполняющий важнейшую роль в развитии личности, эмоциональной и волевой её сферах. Современные данные подтверждают, что когда мы пишем от руки, то в большей степени это обеспечивается работой мозга, а не зрением, например, и не просто движением пальцев руки. Почему при любом удобном случае надо отказаться от использования клавиатуры компьютера, памяти телефона и сделать записку от руки? Объясняет психолог Мария Меркулова.
Причина 1. Запоминаем
Когда мы пишем от руки, включается часть мозга, которая отвечает за психомоторную функцию. Мы не просто смотрим на буквы как на знаки, но и подключаем к этому процессу двигательную активность. Это помогает лучше запоминать информацию. Не зря раньше все мы писали конспекты. Когда вы печатаете на компьютере, вы как бы действуете на автомате, особо не задумываясь, на какую клавишу нужно нажать. Написание текста от руки – совсем другое дело.
Причина 2. Прорабатываем эмоции
Психологи рекомендуют писать о своих переживаниях на бумаге именно от руки, поскольку таким образом снимается психоэмоциональное напряжение. Аналогичный эффект мы получаем, когда читаем бумажные книги, – они в отличие от своих цифровых аналогов успокаивают наш мозг. Я бы всем рекомендовала вести дневник. Особенно это актуально для пожилых людей и подростков. И вообще это хорошая привычка для человека в любом возрасте, поскольку вы не держите в себе негативные эмоции и переживания, которые накопились, а освобождаетесь от них с помощью письма. Безусловно, не нужно писать только о чём-то плохом, но обязательно стоит фиксировать все хорошие события.
Причина 3. Включаем воображение
Письмо от руки включает правое полушарие, которое как раз отвечает за образное мышление, художественное восприятие, за эмоции, а не за логику, как левое. Это означает, что тексты будут более эмоциональными, творческими. Можете провести такой эксперимент: напишите два сочинения на одинаковую тему, только разными способами – одно на компьютере, другое от руки. Скорее всего, у вас получатся два разных текста.
Причина 4. Улучшаем грамотность
Когда вы пишете от руки, нет никаких автозамен. Никто, кроме вас, не следит за орфографией и пунктуацией. Современных школьников очень сложно убедить в необходимости изучать русский язык: они не понимают, зачем им это надо, когда гаджет исправит все ошибки. Но, по сути, это то же самое, что и, например, здоровому человеку постоянно ходить с костылём.
Причина 5. Заботимся о мелкой моторике
Мелкая моторика развивается не только когда мы пишем. В такие моменты происходит взаимодействие полушарий, и высшие психические функции лучше развиваются. Но если мы говорим о маленьких детях, то у них всё это происходит в быстром темпе. У взрослого человека процесс происходит медленнее (и всё же он запускается, что очень важно!). Это прекрасная профилактика болезни Альцгеймера, ведь вы поддерживаете своё внимание и память на должном уровне.
Причина 6. Развиваем устную речь
Современные исследования указывают на связь письма с устной речью. Когда мы пишем, то развиваем устную речь, произвольное владение ею, способность к аналитической деятельности.
Учим иностранный
Иностранные языки обычно учат, чтобы применить их на практике. Если никуда ехать не собираешься, то нужен ли он? Оказывается – да. Как определили учёные, изучение иностранных языков позволяет человеку развивать мозг, а также защищаться от деменции. В чём же их польза и какие языки могут быть более полезными?
Почему язык даётся сложно?
«Несомненно, есть люди, которым изучение языков даётся легко и просто. Но встречаются и те, кто с трудом их осваивает, зато проявляет себя успешно в каких-то иных видах деятельности. Нельзя однозначно сказать, что у первых мышление и память лучше, а вторые – неудачники», – отмечает психолог высшей категории Института детской и взрослой неврологии и эпилептологии им. Святителя Луки Елена Макарова.
По словам психолога, на процесс изучения влияет много факторов. «Например, если основной формой работы по усвоению языка в дошкольном возрасте будет игровое или бытовое общение, то ребёнок достаточно быстро воспримет язык. А если мы посадим дошкольника за парту учить слова по картинкам, замечать ошибки и постоянно их исправлять, то скорее это приведёт к протестным реакциям и снижению мотивации. Но если между ними мы сможем создать интерес, увлечение, ощущение лёгкости и успешности процесса, то тогда изучение иностранных языков может привести не только к развитию памяти, но и к выстраиванию гармоничных отношений между взрослым и ребёнком, к удовольствию от совместной наполненной и радостной жизни», – говорит Елена Макарова.
Польза в любом возрасте
При этом изучение иностранных языков важно не только для детей. Взрослые имеют свою пользу от этого процесса. «Например, если человек перенёс инсульт и ему нужно восстановиться. Также для людей пожилого возраста это хорошо подходит, так как у них есть доброкачественные проблемы: забывчивость, изменение внимания и т. д.», – отмечает кандидат психологических наук, доцент, клинический психолог высшей категории Алексей Мелехин. Польза от изучения языков в данной ситуации связана с тем, что так формируются новые ассоциативные связи, ведь одной из форм реабилитации для людей в возрасте является изучение новых слов и расширение словарного запаса.
Языки помогут на начальной стадии болезни Альцгеймера, а также при старте деменции, когда можно с помощью такого обучения снизить активность патологических процессов. Изучение иностранных языков стимулирует нейрогенез – формирование новых нервных клеток. Соответствующие исследования уже доказали эффект такого метода. Кроме того, формируется способность смотреть на ситуацию под разными углами.
Сколько языков учить
«Лучше учить три языка и более, это позволит сформировать более глубокие связи и маркировать поведение человека по-разному», – советует Алексей Мелехин. Какие выбирать – стандартные: типа французского, испанского, английского? Или более сложные: японский, китайский, арабский и т. д.?
«Дело не в том, что сложнее, а в том, что новее и интереснее. Когда человек сталкивается с чем-то, что относится к категории «мозг сломаешь», это замечательно. И как раз профилактикой когнитивных проблем является изучение таких языков, как японский, корейский, арабский, хинди», – отмечает Мелехин.
Читать далее →
Свежие комментарии