Ученые из Новокузнецкого филиала Кемеровского государственного университета изучили зависимость нарушений пищевого поведения (ПП) от пола, возраста и темперамента людей. Они провели анкетирование 688 человек в возрасте 18-70 лет, у которых проанализированы индивидуально-психологические особенности и ПП.
Связь нарушений ПП с развитием социально-значимых заболеваний, в первую очередь избыточной массой тела и ожирением, давно доказана. На формирование поведения в целом и ПП в частности влияет комплекс факторов: возраст, пол, семейное положение, характер трудовой деятельности, тип темперамента, тревожность, стрессоустойчивость.
Профессор кафедры психологии и общей педагогики Лариса Проскурякова Новокузнецкого филиала Кемеровского государственного университета и завкафедрой гигиены, эпидемиологии и здорового образа жизни Елена Лобыкина (Новокузнецкий институт усовершенствования врачей) решили выявить группы риска развития нарушений ПП в зависимости от индивидуально-психологических особенностей населения с учетом половозрастных и социальных характеристик. В исследовании участвовали 688 человек в возрасте 18-70 лет: 272 мужчины и 416 женщин. Были выделены следующие группы людей, склонных к нарушениями ПП: женщины старше 28 лет включительно с холеричным темпераментом; холостые респонденты с низким и высоким уровнем тревожности; женатые мужчины с низким уровнем стрессоустойчивости и женщины с повышенной личностной тревожностью.
У участников эксперимента было обнаружено три основных типа пищевых нарушений — эмоциогенный, экстернальный и ограничительный. Экстернальное пищевое поведение проявляется повышенной реакцией человека на внешние стимулы к приему пищи, такие как вид еды или жующего человека, реклама продуктов. Эмоциогенное пищевое поведение встречается у 60% больных ожирением. Это когда стимулом к приему пищи становится не голод, а эмоциональный дискомфорт. Эмоциогенное пищевое поведение может быть представлено приступами переедания. Это ограничительное пищевое поведение — хаотичные, резкие самоограничения приема пищи, которые не выдерживаются человеком длительное время.
Выяснилось, что наибольший риск развития эмоциогенного пищевого поведения — у неженатых людей, студенческой молодежи и респондентов с низким и высоким уровнем личностной тревожности. Несемейные люди ведут более активную социальную жизнь, находясь в ожидании и поиске, они чаще негативно думают, что заставляет испытывать дискомфорт, это, возможно, и приводит к заеданию стресса. Студенты, еще более эмоциональные, влюбчивые, нетерпимые, чем взрослые, склонны к заеданию эмоций.
Риск развития ограничительного и экстернального пищевого поведения наиболее выражен у женщин. С повышением уровня личностной тревожности и снижением стрессоустойчивости растет риск развития экстернального пищевого поведения.
Группу риска развития ограничительного пищевого поведения составили женщины старше 28 лет включительно с холеричным темпераментом. Группа риска развития эмоциогенного пищевого поведения состоит из неженатых респондентов с низким и высоким уровнем тревожности. В группу риска развития экстернального пищевого поведения входят женатые мужчины с низким уровнем стрессоустойчивости и женщины с повышенной личностной тревожностью. Мужчины в браке чаще, чем неженатые, принимают участие в семейных застольях, что может изменить их пищевое поведение.
У мужчин с низким уровнем стрессоустойчивости снижается самоконтроль при приеме пищи. Даже если у них на самом деле нет аппетита, они могут есть только потому, что стол красиво накрыт и сервирован.
Свежие комментарии